Раскрываем бизнес-потенциал детей!
Николай Дориченко, со-основатель и Президент Школы предпринимательства и лидерства для детей и подростков MBA Kids International, убежден, что современные дети отличаются от того, какими детьми были мы, их родители, радикально и порой для нас непонятно. Перед ними – почти безграничный мир. Впереди – множество вариантов того, как найти свое призвание. В MBA Kids помогают детям и подросткам составить паззл из индивидуальных талантов и желаний в цельную картину своего будущего.
«Лично я более 12 лет работаю в сфере бизнес-образования. И в определенный момент понял, что КПД моих усилий перестал меня удовлетворять. Объясню почему. Во-первых, все чаще я стал наблюдать у взрослых людей закоренелые поведенческие паттерны. Знакомая ситуация, когда мы с уверенностью утверждаем в ответ на какой-то жизненный или бизнес-челлендж: «Это сделать невозможно!» или «Я лучше знаю, как нужно действовать!»?
Во-вторых, меня разочаровывал уровень лидерства руководителей, который порой разительно отличался от того, каким бы он мог быть при условии грамотного подхода к тренировке персональных лидерских качеств.
Но самое главное, что меня дезориентировало — ответ на вопрос: бизнес и предпринимательство — это синонимы или же все-таки разные понятия?
Наконец, у меня трое сыновей и я как отец мечтаю, чтобы они со временем стали успешными людьми, отыскавшими свое предназначение. Так мне стало понятно, что лично я должен сделать что-то, что разорвет этот замкнутый круг. Поэтому вместе с моим партнером Евгением Заблудовским в 2013 году мы и создали MBA Kids, которая к 2018 году стала MBA Kids International и теперь представлена в Казахстане, Азербайджане и Бразилии.
Бизнес и предпринимательство — это синонимы?
Многие до сих пор путает понятия «бизнес» и «предпринимательство». Бизнес — это больше о деньгах и способах их получения. Предпринимательство же — это способ выражения своих талантов, способ найти свое предназначение. Именно это мы с успехом и делаем в MBA Kids — раскрываем детей с самых неожиданных для них самих и их родителей сторон.
Тому есть много подтверждений: проекты выпускников нашей Годовой предпринимательской программы говорят сами за себя. Одна наша ученица создала и успешно продает школам и ВУЗам годовой планер. Другая вот-вот откроет площадку для выгула домашних животных (проект, кстати, получил поддержку на городском уровне). Еще один ученик стремится создать в Киеве (Украина) неординарный трамвайный маршрут. Ни один из них не думал, что год в MBA Kids перевернет их представления о себе и своих возможностях радикально и навсегда. Ведь теперь они нисколько не сомневаются в собственных силах. И самое главное — следуют за своими мечтами и умеют их достигать.
Наш подход к предпринимательскому и лидерскому образованию детей преследует несколько целей. Самое главное — все наши преподаватели и кураторы искренне стремятся открыть и развить талант любого нашего ученика. Талант, на самом деле, есть у каждого. Необходимо лишь иметь терпение и умение его обнаружить.
Во-вторых, мы ставим себе целью помочь детям и подросткам осознать собственную комфортную роль по жизни. Не все — прирожденные лидеры или руководители. Кто-то гораздо более эффективным будет в роли креатора, кто-то — в роли скрупулезного исполняющего определенный пул задач. И любая из этих ролей одинаково ценна и важна!
Наконец, мы фокусируемся не только на развитии так называемых hard skills, то есть профессиональных навыков, но и на soft skills, которые в современном мире так же актуальны и порой даже более востребованы. Если с детства ребенок будет уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, самостоятельно анализировать свои собственные слабые стороны и делать шаги по их устранению — во взрослой жизни его путь к успеху будет значительно короче и полон большим количеством побед.
Главное, что объединяет нашу образовательную команду — это искренняя заинтересованность детьми и умение найти с ними общий язык. И наши ученики, и наши преподаватели — все должны чувствовать себя во время занятий комфортно, быть в приподнятом настроении, ведь без чувства защищенности и одновременно свободы ни о каких сдвигах речи быть не может …
Мы учим осознанно принимать решения. Пусть это звучит банально, но людям разного возраста нужно научиться принимать решения, аргументировать свой выбор и нести за него ответственность.
Мы учим работать как в команде, так и самостоятельно.
Мы учим доводить начатое до конца.
Мы учим решать задачи творчески.
Мы стараемся передать детям ценности, которые исповедуем сами. Рассказывая о том, как работают банки, как открыть кафе или как построить отель, мы пытаемся донести суть: если делать плохой продукт, не надо пытаться его хорошо продать. Когда-нибудь ты все равно споткнешься. Делай хороший продукт сразу.
Мы помогаем детям быть честными с собой. Если тебе что-то нравится — делай, если нет — не имитируй, откажись, ищи дальше — и ты обязательно найдешь СВОЕ.
Мы помогаем им стать смелыми, ведь предпринимательство — это не совсем о деньгах. Это о смелости. О желании взять ответственность на себя и сделать что-то так, как хочется именно тебе.
Наконец, мы не делаем из наших учеников предпринимателей в том смысле, как мы все привыкли представлять предпринимателей. Но мы помогаем детям сделать выбор. Среди вариантов «сделать» или «не сделать» — выбирать первый, а не ждать благосклонности от Вселенной.